Новости Украины. Среди вчерашних союзников по украинскому расколу начинается настоящая война за выживание, которая является отражением всей украинской политической системы. Подробнее – в материале ПИКiNFORM.
14 декабря митрополит Епифаний – глава церковно-политической структуры «ПЦУ» (Православная церковь Украины), созданной при участии экс-президента Украины Петра Порошенко, заявил, что Украинская православная церковь Киевского Патриархата не имеет права быть самостоятельным юридическим лицом.
В связи с данным заявлением, Епифаний объявил о её юридической ликвидации. Более того, глава ПЦУ обвинил главу УПЦ КП Филарета в том, что он является ставленником Москвы и исполнителем воли российского руководства.Напомним, что на этапе создания ПЦУ, Филарет и Епифаний действовали в связке между собой и Порошенко. Сейчас же, спустя всего полгода, это злейшие враги. И на деле перед нами очередное проявление парадоксальности современных украинских реалий: одни раскольники запрещают других, при этом применяя неканонические аргументы, а апеллируя юридическими терминами. При этом, на месте неораскольников, главным представителем которых является Епифаний, стоит быть более осмотрительными при подобного рода заявлениях о ликвидации УПЦ КП и в целом при выборе инструментария борьбы с конкурентами. Особенно, учитывая, что шансы главы ПЦУ в противостоянии с «церковным тяжеловесом» Филаретом не так уж и велики.
Одна из главных особенностей и в то же время проблема для ПЦУ заключается в том, что на Украине вопрос церковной юрисдикции решается в Министерстве культуры, а вовсе не в самой ПЦУ и даже не в храмах. Помимо этого, Епифаний утратил свою главную опору в лице президента Украины, поскольку Владимир Зеленский, в отличие от Порошенко, не выражает явных предпочтений ни одной из сторон.
В данной ситуации нельзя также недооценивать роль личных качеств глав ПЦУ и УПЦ КП. У Епифания нет харизмы, что очень важно для любого религиозного деятеля, вне зависимости от того, легитимный он или нет. В связи с этим он не способен оказывать воздействие на своих конкурентов и эффективно взаимодействовать с прихожанами, донося до них необходимые идеи.
С другой стороны – Филарет, которому в этом году исполнилось 90 лет. У него богатый опыт в руководстве церковных структур, плюс он занимал высшие иерархические посты в Русской православной церкви еще до раскола и даже претендовал на титул патриарха всея Руси. Другими словами, он прошел огонь, воду и медные трубы, стоял у истоков раскольничества в Украине и за все эти годы собрал вокруг себя в разы больше сторонников, чем Епифаний, поскольку вся его паства составила изначальную структуру ПЦУ.
Филарет демонстрирует полное спокойствие в ответ на обвинения и заявления главы ПЦУ. Вероятнее всего такого рода поведение носит временный характер и основывается, прежде всего, на позиции Зеленского, выбравшего стратегию не ассоциировать себя с какой-либо из сторон. Ритуальные заявления в духе «самостийности» были, но явной симпатии к ПЦУ или УПЦ КП он не выражал. Подобная стратегия отлично сработала в ходе президентских выборов, поскольку выбор той или иной стороны означал бы потерю значительной части электората. Однако это не означает, что данная стратегия будет работать и в будущем.
Пока же новое руководство страны демонстрирует осторожность и неопытность. Порошенко в церковном вопросе поднаторел, поскольку еще до президентства тесно общался с раскольниками. Другое дело шоу-бизнес, который не особо воцерковлён. Однако при наличии политической воли Зеленский имеет шанс положить конец расколу церкви, и что еще важнее, остановить усугубляющийся раскол внутри украинского общества. Но глядя на то, как президент Украины «выполняет» свои предвыборные обещания, слабо верится в положительное разрешение украинского раскола, как в обществе, так и в религии.
Свежие комментарии